Льняные нити

Почему кривая AS имеет наклон вверх?

Когда мы впервые вводили базовую кейнсианскую модель (гл. 18), мы делали ключевое допущение: в краткосрочном периоде фирмы удовлетворяют спрос на их продукты по заранее установленным ценам. То есть фирмы не всегда реагируют на изменение спроса на их продукты изменением цен. Вместо этого многие фирмы устанавливают свои цены на некоторый период времени и удовлетворяют спрос по этим ценам. Мы показали, что это допущение, в общем, является реалистичным в краткосрочном периоде благодаря такому явлению, как издержки меню. Издержки меню характеризуют то, что фирмы должны понести некоторые издержки для изменения своих цен. Пример, который мы приводили в гл. 18, был связан с работой ресторана, в котором издержки меню имеют буквальный характер и представляют собой издержки печатания нового меню, перемаркировки товаров или перепрограммирования компьютера при изменении цен.

Однако мы также отмечали, что наличие издержек меню не означает отказ фирм от изменения цен. Вспомним пример с магазином мороженого Эла из гл. 17. Первоначально Эл установил цены на мороженое на основе наилучшей имевшейся у него информации о спросе на мороженое и издержках производства. Затем он продавал столько мороженого, сколько мог, по этим ценам, пока у него не заканчивалось мороженое.

Мы предположили, что мороженое Эла считалось лучшим в городе и потребители стали активно посещать его магазин. Он мог продавать больше мороженого, чем планировал, но только на протяжении относительно короткого периода времени. В конечном итоге его капитал (машины по выпуску мороженого, производственные и торговые площади, торговое оборудование) и труд стали использоваться с переработкой и он оказался не способен удовлетворять спрос на мороженое по первоначально установленным ценам.

У Эла не было сомнений, что при текущих ценах количество мороженого, которое публика желает купить у него, превышает его возможности предложить такое количество при нормальном режиме работы. Одним из способов урегулирования этой ситуации является увеличение Элом объема производства на основе увеличения используемых ресурсов (труда и капитала). Эл не может сделать этого за короткое время, поэтому, реагируя на увеличение спроса на его продукцию, он увеличивает цены на мороженое. Увеличив цены, Эл сможет увидеть, сбалансировались ли предложение и спрос. Если этого не произойдет, Эл будет увеличивать цены на мороженое до тех пор, пока не сможет удовлетворять спрос при текущих величинах капитала и труда.

Дата: 12 апреля 2014


Похожие материалы


Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*4-1


 


 
Рейтинг@Mail.ru