Натуральное волокно

Фабианство

В пуританстве Томаса Мора были особый смысл и рациональное зерно, поскольку высшее общество, с которым он соприкасался, роскошествовало за счет чужого ручного труда. В придуманной им Утопии никто не должен был работать больше шести часов в день, что не позволяло утопийцам производить ничего, кроме продуктов и предметов первой необходимости.

Автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо косвенно признал, что человек нуждается в одежде и испытывает потребность как-то себя приукрасить. Однако Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» высказал взгляды еще более экстремальные, чем идея избавить род людской от одежды, которую пытался развить Флюгель: роль идеальной расы или «сверхлюдей» он отвел возвышенным духом и в высшей степени рационально мыслящим лошадям.

По прошествии веков политический подтекст литературных утопий существенно изменился. В период романтического брожения умов утопическая критика была однозначно направлена против капиталистической системы. Однако с тех пор воображаемые общества не раз становились как выражением тоски по социализму, так и воплощением всех его недостатков.

Фабианство поддерживало в своих последователях гиперрационалистические взгляды на жизнь и особо симпатизировало идее искусственного отбора «наиболее приспособленных», которую выдвигала евгеника. Во многих фантастических произведениях начала XX века высшей или конечной формой воплощения человеческого существа оказывалась машина, поскольку, как бы то ни было, любой механизм устроен более рационально, чем живой человек. Некоторые писатели воспринимали «социализм» и «науку» как синонимичные понятия; они верили в то, что социальный прогресс движут не политические достижения, но «чудеса науки».

Дата: 28 июля 2014


Похожие материалы


Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 4*4-8


 


 
Рейтинг@Mail.ru